15 сентября 2012 года
Любимый спорт человечества в целом – спортивная ходьба по граблям. В первую очередь это касается всевозможных запретов. Чем больше запретов, тем больше тяга к запрещенному. Запретите все – и начнется форменный разврат. В разные века запрещали и разные танцы. Даже те, на которые ну никак не подумаешь.
Раньше других танцев запретили вальс. И сделал это король, звался он Луи (не Второй, а Тринадцатый) в XVII веке. Причиной стало замедление ритма, как в том анекдоте про парижского дворника, который «сбивает с ритма весь квартал».
Дело в том, что вальс, или вольт, первоначально был танцем довольно быстрым и энергичным, хотя и сводился к многочисленным вариациям вращения. Пока вальс танцевали быстро, центробежная сила разводила партнеров на дозволенное приличиями расстояние. Но как только темп замедлился, партнерша стала прямо-таки валиться в объятия партнера.
В итоге вальс запретили по всей Европе, а отменили запрет уже после победы промышленной революции. К тому времени вальс стал самым популярным танцем на планете, перешагнул континенты, выстрадал под себя целые музыкальные жанры. А теперь тихо догнивает в нише классического танца, уместного разве что на танцевальных конкурсах и вечерах встреч для тех, кому под сорок.
В Испании есть такой народный танец сардана, из которого наши гопники заимствовали один принципиально важный элемент. Танцуют сардану на площадях, и представляет она из себя попросту хоровод, хотя и с южным акцентом. А поскольку в хоровод могут затесаться карманники, танцующие придумали на время танца складывать личные вещи в центр круга. Вот точно это же самое можно было наблюдать ещё недавно на всех урюпинских дискотеках.
Для испанцев, народа, сильно подвинутого на всякой там символике, сардана стала ещё и символом единения. С помощью танца они как бы выражали свой протест против диктатуры, как бы намекали, что пока они едины, они непобедимы. Поэтому злой диктатор Франко танцевать сардану запретил. Но это его не спасло, ха-ха-ха.
Ну, в смысле, он же все равно помер.
Гавайский танец хула был запрещен понаехавшими в XIX веке христианскими миссионерами, как «языческий». «Ну, ясен пень, языческий, Кэп, мы же язычники!» – обиделись гаваитяне. И гаваитянки. Они-то по традиции должны были танцевать с обнаженной грудью, а тут бах, такого удовольствия лишают.
Но ничего, нашлась управа и на злобных христиан – и опять судьбу танца решила воля монарха. Возродить хулу повелел король Дэвид Калакауа, который вообще был удивительно продвинутым правителем, – несмотря на микроскопический масштаб опекаемого им государства, Калакауа Первый на равных встречался с президентом США, императором Японии, папой римским и английской королевой. И вообще был первой коронованной особой, совершившей кругосветное путешествие.
Так что, спустя непродолжительное время после запрета, под аккомпанемент барабанов из тыквы и рокот укулеле, гаваитянки вновь сорвали с себя навязанные христианской цивилизацией лифчики и аплодисменты.
Он же бразильское танго, он же Отец Ламбады. Был запрещен в начале XX века за непристойные телодвижения. А какие ещё телодвижения могут быть у бразильских танцоров? Вы их задницы видели? Вот то-то.
Вообще-то, правильно говорить не «матчиш», а «машише». (Не путать с гашишем! Тоже, кстати, запрещен.) На ихнем шепелявом португальском это значит… да в общем, как ни странно, ничего не значит. Свое название танец получил в честь города Машиши в Мозамбике. Вот так искусство объединяет континенты…
Рок-н-ролл запрещали уже в эпоху глобализма, как инструмент этого самого глобализма и в глобальном же масштабе. Это был первый в истории человечества танец, который рассматривался как идеологическая диверсия. Невероятны ухищрения, на которые пускались люди, чтобы вопреки запретам оттанцевать-таки несколько бешеных па, прежде чем их начнут забирать в милицию и бить по голове.
И каков же финал? Тот же, что и для вальса или, прошу прощения, пасадобля – официоз. Академизм. Скука. Ну все же не бесславная смерть под забором, как у брейк-дэнса.
Один из последних разрешенных танцев. Популярен в Латинской Америке. Причина для запрета была довольно нетипичная в общем ряду: танец, а равно сопровождающая его музыка (душещипательные песни про маму, зону и несчастную любовь) просто считались очень пошлыми. В 1990 году певец Хуан Луис Герра записал альбом «Розовая бачата» и взорвал танцпол, так что безвкусную маргинальную бачату теперь танцуют даже высшие слои доминиканского общества.
Это все прекрасно, но скажите на милость, кто и когда выпустил у нас в России альбом «Голубой шансон»? Кому сказать спасибо за жанр?
В Осетии (особенно Северной) активно дебатируется возможность запрета аджарского танца гандаган. По сути, это вариация лезгинки. Однако осетины считают, что гандаган берет начало с тех времен, когда турки брали с собой в походы вместо женщин мальчиков-невольников и всячески их аджарили. И потому, дескать, не пристало нам на свадьбах исполнять танец со столь сомнительным прошлым.
Православные исламские фундаменталисты делят танцы на три категории – запрещенные, дозволенные и рекомендованные. Запрещены любые танцы «совместно с женщинами и в присутствии молодежи. Это может привести к испорченности и неконтролируемым низменным качествам, к беснованию». Дозволенные танцы – это танцы, совершаемые праведниками, если праведники при этом не впадают в экстаз.
Наконец, рекомендуемые танцы – это танцы суфиев. Этим разрешается впадать в экстаз сколько угодно.
Вы запоминайте, запоминайте, нам это все ещё предстоит.
Майя Цзедун.